В.Байкеева: «То, что Казанский кинофестиваль отдал победу фильму «18 килогерц», поднимает его на еще более высокий уровень»
14 Сентября 2021
Новости
Эмоциональный удар, который члены жюри получили от фильма «18 килогерц» из Казахстана, завоевавшего Гран-при XVII Казанского фестиваля мусульманского кино, был огромным. Эта картина - абсолютно свежая, без всякой вторичности, - обязательно войдет в историю. Об этом заявила сегодня член жюри Казанского кинофорума, кинокритик, сценарист, исполнительный директор группы компаний GN Interpartners Валерия Байкеева.
В общении со СМИ по итогам XVII КМФМК приняли участие исполнительный директор Казанского фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова, а также присоединившиеся в режиме онлайн председатель жюри фестиваля, азербайджанский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, соучредитель Общества для содействия в разработке документальных фильмов и авторских программ Эльчин Мусаоглу, член жюри, кинорежиссер, технический директор Международного фестиваля средиземноморского кино в Тунисе Алмохаммад Кальсом (Сирия) и режиссер фильма «18 килогерц», сценарист, продюсер и актер Фархат Шарипов.
Подводя краткие итоги Казанского кинофестиваля, Миляуша Айтуганова привела такие цифры: всего за время кинофорума-2021 на различных площадках было показано 113 фильмов. В фестивале приняли участие более 1000 кинематографистов (без учета зрителей). «Несмотря на пандемийное время, гостей было много», - подчеркнула она.
Переходя к победителю Казанского кинофестиваля – фильму «18 килогерц» режиссера Фархата Шарипова, Миляуша Айтуганова отметила, что казахстанский кинематограф традиционно представлен на Казанском кинофестивале, и не только в этом году. Были годы, когда казахстанские режиссеры уже брали призы КМФМК. «Фархат – это очень продвинутый казахстанский режиссер», - подчеркнула она и поздравила Шарипова с заслуженной победой.
Картина «18 килогерц», снятая по повести «Хардкор» Зары Есенаман, вышла в казахстанский прокат в феврале 2021 года. 18 килогерц - это частота звука, которую не слышат взрослые. Фильм рассказывает о реалиях, которые происходили с подростками в Казахстане в конце девяностых во время героинового бума в Алматы. Казанский кинофестиваль – не единственный кинофорум, по достоинству оценивший остросоциальную работу Фархата Шарипова. В прошлом году фильм «18 килогерц» получил Гран-при 36-го Варшавского международного кинофестиваля. Позже фильм был признан лучшим на 30-м Международном кинофестивале в Котбусе (Германия) (удостоен приза за лучший молодежный фильм).
Фархат Шарипов признался, что абсолютно не ожидал, что его работа завоюет Гран-при Казанского кинофорума. «Большое спасибо жюри за внимание к фильму. К сожалению, мне не удалось приехать в Казань лично, я занят на съемках. Мы заканчиваем работу над очередным фильмом. И новость, что мы взяли Гран-при, пришла ночью, очень неожиданно, - рассказал режиссер. – У меня был отключен телефон, я находился на площадке. И только когда я включил телефон, то увидел, что мы победили. Это было приятно и стимулировало на дальнейшую работу».
По признанию Фархата Шарипова, у фильма «18 килогерц» было много вариантов концовки. «Проблема, к которой фильм обращен, не имеет ни завершения, ни логического объяснения. Фильм давался очень сложно. Я до сих пор не могу понять, как нам в конце концов удалось его сбалансировать», - сказал он.
В свою очередь председатель жюри Эльчин Мусаоглу выразил мнение, что недосказанность, которая есть в фильме «18 килогерц», говорит всегда больше, чем полностью разжеванная жвачка. «Зритель уже не тот, что был 100 лет назад, он уже все знает и понимает. Проблема, поднятая в фильме, актуальна для всего мира. Нас заинтересовала актуальность темы, игра актеров и операторская работа. Мы выбрали лучший фильм из представленных», - заверил он. Председатель жюри также признался, что до Казанского кинофорума не слышал о Фархате Шарипове, однако рад, что в казахстанском кинематографе заживаются новые имена.
Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц» и поднятой проблеме наркомании, председатель жюри подчеркнул: «Мы не смотрим его как казахский фильм. Мы воспринимаем этих героев как своих детей, родственников, соседей. Рядом со мной тоже живут такие люди. А то, что они говорят матом… Молодые все говорят на таком языке. Может быть, я этот язык и не понимаю. Но я смотрю на этот фильм с точки зрения месседжа, который он несет. Самое главное – эта картина трогает сердце. Я не думаю, что мои братья-мусульмане в Татарстане смотрят исключительно мусульманские фильмы. Они тоже смотрят американские фильмы, где все время матюкаются. Если мы уберем мат, остаются молодые ребята со своими проблемами. Да, я не матюкаюсь в своих фильмах. Но это не значит, что у меня есть право сказать, что в чьих-то других фильмах мата быть не должно. Мне всегда важен месседж фильма. Тебе становится плохо после просмотра. Да, там не только матерятся, но и колются. В Татарстане разве не колются? У нас в Азербайджане колются. Прошло много лет, но все повторяется. Все, что показано в фильме – не только проблема 90-х, это сегодняшний день».
В свою очередь Валерия Байкеева заявила, что Казанский фестиваль уникален, его надо развивать и дальше. Она также подчеркнула, члены жюри были солидарны в выборе фильма-победителя. «Я преподаю в киношколе, у меня появляются молодые ученики. И без боли, без слез я не могу говорить об их страшном прошлом, о том, какие вещества они принимали. Моей любимой ученице было 16 лет, и она вышла в окно… Это страшно. Для меня это такая боль, что мешает мне говорит», - эмоционально призналась она и выразила слова благодарности в адрес Фархата Шарипова за поднятую проблему.
Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц», Валерия Байкеева привела медицинский факт: «Мат снижает уровень боли. Употребление мата происходит вместе удара. Когда подростки употребляют обсценную лексику, они пытаются сказать нам: «Я стал взрослым». Она пообещала, что будет показывать эту картину своим ученикам для демонстрации, как создавать атмосферу и сделать кино живым.
«То, что Казанский кинофестиваль через наши руки дал приз фильму «18 килогерц», - это поднимает кинофорум на еще более высокий уровень. Поднимать тяжелые, страшные, тяжелые темы, присуще людям с современным и широким мышлением. Актеры просто бомбически сыграли в этом фильме, а у молодой актрисы большое будущее. Это решение о присуждении Гран-при фильму «18 килогерц» поднимает всех нас на более высокий уровень, - убеждена Валерия Байкеева. – Фильм Фархата абсолютно свеж, в нем нет никакой вторичности».
Режиссер фильма-обладателя Гран-при заявил, что сколько бы графика ни становилась более реалистичной, ты в нее не веришь, а экшн не производит такого глубокого впечатления на зрителя. «Остается делать фильм реалистичным, чтобы держать зрителя. Делать реалистичным кино и придумывать персонажи, которых я не вижу в жизни, - очень тяжело. Если молодежь в Татарстане не матерится и разговаривает на другом языке, наверное, этот фильм будет резать ухо и будет чужд. Но так сложилось, что реальность, которую я видел и хотел передать в кино, - она такова. И персонажи мои говорят на этом языке. Благодаря этому, когда ты смотришь фильм, ты веришь в происходящее и он производит на тебя впечатление. Только так я могу оправдать мат в моем фильме», - заявил Фархат Шарипов.
Говоря о критериях отбора картин на фестиваль, Миляуша Айтуганова расставила точки над «i»: «Секс, насилие, призывы к экстремизму – точно нельзя. По поводу лексики жестких критериев нет. Поэтому отборщики взяли этот фильм как стильную картину с другими преимуществами».
Заочно отвечая хейтерам, которые не оценили такого решения жюри, Валерия Байкеева выразила мнение: «Собака лает – караван идет. Люди, которые живут в современном обществе, XXI веке, оцениваю такие фильмы очень высоко. Первая оценка – эмоциональное состояние, потому что кино – это прежде всего, эмоция. Люди идут в кино, чтобы плакать и смеяться. Надо быть круглым идиотом, чтобы ходить в кино и изучать по нему историю. Для нас эмоциональный удар, который мы получили от фильма «18 килогерц», был огромен. У нас собралась очень профессиональная команда. Я отвечала за сценарий, наш президент - за режиссуру и в целом за подход, Алмохаммад – за общее восприятие, актеров и операторов. Каждый из нас внес свой вклад в эту победу Фархата Шарипова. – А насчет хейтеров. Пусть целуют друг друга в трепетные уста – мы не возражаем».
Член жюри из Сирии Алмохаммад Кальсом также дал высокую оценку актуальности поднятой в картине «18 килогерц» теме, проработке сценария, актерской игре, работе режиссера и оператора. «Мы не ожидали такой концовки у фильма. Это очень хорошая работа, а тема не теряет актуальности. Я не жалею, что мы проголосовали за этот фильм. Он заслужил столь высокие оценки», - подчеркнул он.
Как пояснила член жюри Валерия Байкеева, 18 килогерц – частота, которую не усваивает ухо взрослого человека. «Это тот адов мир, в котором находится подросток. Колется ли он, ругается ли матом, но он там один. Они растут в этом адовом мире. И прятать голову в песок не совсем осмотрительно. Там мы можем потерять их», - резюмировала она и выразила мнение, что фильм «18 килогерц» обязательно войдет в историю.
Подводя итоги общения с прессой, Миляуша Айтуганова заявила: «Если фильм вызвал столько эмоций, бурю и дискуссию, значит, режиссера надо поздравить с этой работой вдвойне. Некоторые фильмы были просто не замечены, а этот вызвал такую дискуссию».