Новости и события Казанского международного фестиваля мусульманского кино
К ленте новостей

Николай Досталь: «Казань стала очень красивой, практически европейским городом»

26 Апреля 2019

Почетный гость XV КМФМК, режиссер, актер, сценарист, народный артист РФ Николай Досталь представил в рамках форума свой фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное». События картины происходят в небольшом городе Кандалакша Мурманской области в 1953 году, в конце сталинской эпохи. Снятый по одноименной повести Михаила Кураева, фильм получил «Золотого Святого Георгия» на Московском международном кинофестивале в 2009 году. 

DSC00681.jpg

Открывая встречу, Николай Досталь рассказал, что впервые был в Казани в 1989 году во время съемок фильма «Я в полном порядке» с участием артистов Андрея Толубеева и Петра Щербакова. В следующий свой приезд режиссер возглавил жюри XIII Казанского кинофестиваля (в 2017 году). «Разница громадная! Казань преобразилась, стала очень красивой, практически европейским городом», - отметил режиссер. 

Отвечая на вопросы зрителей об опыте работы в жюри фестиваля, Николай Досталь ответил, что это довольно сложно, и пошутил, что старается не судить работы коллег, потому что «друзья перестают с тобой здороваться». «Профессиональный взгляд - это важно. Но только если ты забываешь о том, как это снято, как играют актеры, и смотришь просто как зритель, значит, картина действительно хороша», - пояснил он.

При этом, по мнению режиссера, российский кинематограф в целом находится не на высоком уровне. Причем, как массовый, с его трендами «съемок про спорт», «съемок про космос», так и авторский, который сталкивается с проблемами финансирования, несмотря на дотации государства, и никогда не окупается, что, конечно, усложняет поиск инвестиций. Однако, по словам режиссера, кроме бюджета, главная проблема в российском кино – это отсутствие хороших сценариев. «Чем силен Голливуд в первую очередь - они умеют писать истории, которые интересно смотреть. В России есть хорошие операторы, есть хорошие актеры, режиссеры, но сценаристов у нас меньше всего», - добавил Николай Досталь. 

Продолжая тему российского проката, режиссер отметил, что, по его мнению, любой вид искусства должен зрителя «чуть-чуть будить, поднимать». На авторское кино ходят «зоркие» зрители, которые хотят что-то почерпнуть. Но чаще зритель приходит в кино отдыхать, развлечься. «Мне неинтересны комедии в чистом виде… Но я считаю, юмор должен быть в каждом фильме, и он у меня есть даже в таких драматических картинах, как «Штрафбат», «Раскол», «Монах и бес». Мой любимый режиссер - Феллини, у которого в каждом фильме есть юмор. Вообще жанр трагикомедии - самый заветный и самый сложный», - отметил Николай Досталь. 

DSC00675.jpg

Режиссер рассказал о важных для него телевизионных проектах: «Штрафбат» (о судьбе штрафного батальона Красной Армии во время Великой Отечественной войны), «Завещание Ленина» (посвящен автору «Колымских рассказов» Варламу Шаламову) и «Раскол» (20-тисерийная история реформирования Русской православной церкви в XVII веке). По словам Николая Досталя, у этих многосерийных телефильмов, кроме художественной задачи, были и просветительские цели: описываемые события – важная часть нашей истории. В то же время режиссер отметил, что больше не возьмётся за такую сложную и дорогую в постановке историческую картину, как «Раскол», с воссозданием исторических локаций и большим количеством персонажей. 

Сейчас режиссер работает над 8-серийным телефильмом под названием «Тайна», в котором наряду с реальными историческими личностями есть полностью вымышленные персонажи. В основе сценария лежат до сих пор не развеянные слухи об инициации своей смерти Александром I в Таганроге в 1825 году и последующем преображении российского императора в образе старца Федора Кузьмича. По сюжету, младший брат Александра I император Николай II тайно направляет в Томск дознавателя Петра Акимовича Канищева, который должен разобраться, кто есть таинственный старец. 

«У меня нет стремления снимать историческое кино – так уж складывается… Например, в фильме «Раскол» мы старались идти по истории, по тем источникам XVII века, что до нас дошли. А «Монах и бес» с его отсылками к житиям святых — это наша фантазия. Как и Петр Акимович Канищев, прототипом которого послужил Порфирий Петрович из «Преступления и наказания», - заключил Николай Досталь.


Фото

Видео