Информация (2012)

Кинофестиваль 2012. Традиции и новые акценты в диалоге культур.

В начале осени 2012 года в Казани прошел VIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Старт кинофестиваля с уникальной концепцией и призывом к международной толерантности был объявлен 5 сентября. Под девизом «через диалог культур – к культуре диалога!» состоялась торжественная церемония открытия главного культурного события осени.

«Мы остались верны нашей любимой столице Татарстана…», — рассказал со сцены президент фестиваля, глава ДУМ РФ, муфтий Равиль Гайнутдин. Также он подчеркнул, что главная идея фестиваля из года в год находит подтверждение в киноработах, представленных за всю историю этого мероприятия.

Речь очень понравилась гостям, она была «о том, о чем мы обычно не задумываемся, когда говорим о людях разных религий, разным культурам, об уважении, о взаимопонимании…» — заметила гостья Марина Зудина.

Вслед за президентом фестиваля выступила Римма Ратникова, которая обратилась к просветительской миссии фестиваля, подчеркнув, что «в столицу не первый год привозят и показывают те фильмы, которые мы никогда бы не увидели». Также во время церемонии открытия были зачитаны приветственные телеграммы от министра культуры РФ Владимира Мединского и председателя ДУМ РТ, муфтия Илдуса Файзова.

Отдельным подарком для гостей и участников фестиваля стал ведущий церемонии актер Сергей Шакуров, который профессионально провел мероприятие, исполнил песню из кинофильма «Сокровище озера Кабан». Более того, в самом начале церемонии ему прямо на сцене были вручены символы мудрости и благородства – татарские чапан и тюбетейку. Гость не растерялся и разу же примерил подарок. «В этом одеянии я чувствую себя настоящим татарином, — сказал Шакуров. – Я очень рад снова быть в моей прекрасной и родной Казани».
К слову, тюбетейки позже вручили и членам жюри фестиваля, так же появившихся в этот вечер на сцене. Прямо перед этим были представлены все 40 игровых и неигровых кинокартин, вошедших в конкурсную программу фестиваля.

Напомним, что в этом году на суд членов отборочной комиссии было прислано более 400 фильмов из 55 стран мира. В итоге, отобрали только 47 работ (это полнометражные и короткометражные работы в игровом жанре, документалистике и анимация) из 28 стран мира.

Торжественный финал фестивального сезона ознаменовался победой достойнейших участников, «звездным» визитом гостей и чествованием великого искусства кино.

Кинооткрытия и встречи.

В предчувствии новых кинооткрытий, «звездных» визитов, ярких фестивальных мероприятий оргкомитет подготовил насыщенную программу со знаком качества. Казань кинофестивальная вновь порадовала любителей истинного искусства, пронзительного и искреннего, зрелищного и вдумчивого кино с доброй историей и особой традицией. По-прежнему особым вниманием и популярностью были отмечены идеи, исповедующие главные духовные ценности добра, справедливости и веротерпимости. Их воплощение оценивалось с точки зрения творческого потенциала, технических инноваций, отражения идеи и соответствия формы содержанию. Независимо от конфессиональной принадлежности автора фестиваль мусульманского кино приветствовал всех, кто готов поделиться своими переживаниями, идеями, взглядами в формате нового кино. Из всех запретов действовало только одно табу: нет агрессии и откровенной пошлости!

Хумаюн Муруват, создатель фильма-обсуждения «Яблоко из Рая» отметил, что на этом фестивале реакция зрителя была особенной. Она была глубже, тоньше. Были и очень хорошие вопросы, комментарии, и после встречи осталось благородное послевкусие плодотворного диалога.

А судьи кто?

Члены отборочной комиссии нашли общий киноязык для диалога культур в новом фестивальном сезоне 2012 года. Понятный без перевода он стал инструментом общения и взаимодействия кинематографа разных стран и народов. К судейству на отборочном этапе привлекли экспертов-теологов из Российского исламского университета. Рустам Батров, представлявший комиссию РИУ и Совет улеммов стал залогом бескомпромиссного решения противоречивых  вопросов. Он же отделил понятия исламское и мусульманское кино. Благодаря активному участию ДУМ в отборе работ удалось избежать дальнейших противоречий. Идеологический фильтр с одной стороны, художественный анализ с другой — результаты кропотливой работы отборочной комиссии были представлены экспертному жюри конкурса и зрителю в дни показов.

Надо сказать, из общего числа фильмов концепции не соответствовало всего 5-7 работ. Отсюда вывод: потенциальные участники отлично осведомлены о сути конкурса, его идеологии, процент «случайных» фильмов минимален. Основное жюри в этом году возглавил известный российский режиссер и оператор  Давлатназар Худоназаров, под его председательством работали именитые кинематографисты в области киноискусства: Надер  Талебзадех (режиссер из Ирана), Гульбара Толомушева (киновед, кинокритик из Кыргызстана), Лине Халворсен (режиссер, монтажер из Норвегии), Ялчын Бурчин ( кинокритик, кинообозреватель изТурции). Татарстан в жюри был представлен Рабитом Батуллой, известным сценаристом и деятелем культуры и искусств.

О стиле: обновленная идея диалога культур.

Все новое – хорошо отредактированное старое. Может быть, но именно в качественной редакции можно отследить дань традиции, преемственность эпох и достижений. Все это — о новом стиле фестиваля, который направил в единое русло два мощных брендовых потока: атрибутика кино и символика столицы Татарстана. Они нашли художественное воплощение в форме логотипа VIIIКМФМК. Устремленная ввысь идея добра, запечатленная в кадре и выраженная в игре под руководством создателя — режиссера, призывает к веротерпимости и лояльности, так гостеприимно встречает всех гостей Казани.

«Звездное собрание» в гостях у фестиваля

Среди именитых представителей кинематографа зрители и поклонники смогли увидеть режиссера, сценариста, народного артиста России, получившего признание во всем мире —  Андрея Кончаловского. Позже он сказал много добрых слов о фестивале, отметил его неповторимость, нужность и востребованность. Гость высказал предположение, что такое мероприятие, наверное, стоит расширять за счет дополнительных программ и смежных с киноискусством направлений.

Его сын, Егор Кончаловский побывал на открытии и провел ряд кинопрезентаций. Фильмом открытия была его картина «Возвращение в А».

Также на праздновании кинопобед появился советский и российский актер театра и кино, поистине народный артист РСФСР, ныне – художественный руководитель театра на Таганке и директор кинофестиваля «В кругу семьи» — Валерий Золотухин. Со свойственным ему виртуозным владением вокальным исполнительским жанром, гость подарил зрителям искрометное танго Остапа Бендера из кинофильма и протянул руку дружбы. Казанский международный фестиваль мусульманского кино планирует расширить программу и укрепить отношения в рамках сотрудничества фестивалей.

Интересный визит в рамках фестивального проекта сделал создатель «оскароносного» кино, режиссер документального жанра – Дэн  Линдси. Он представил свою программу показов и пообщался со зрителем.

В параде звезд и церемонии награждения также приняли участие Александр Орлов, Алла Будницкая, Николай Майоров, Марина Зудина, Сергей Шакуров, Наталья Углицких и многие другие. Многие стали активными участниками мероприятий и творческих встреч. В роли ведущей церемонии закрытия выступила гостья из Санкт-Петербурга, актриса театра и кино — Лилиан Наврозашвили. Она родилась и выросла в Казани, потому не смогла ограничиться статусом гостя и проявила активное участие в финальном празднике, где исполнила трогательную балладу в честь рождения новых фестивальных «звезд».

Почетными гостями VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино стали заместитель министр культуры и туризма Турецкой Республики Фарук Шахин,  генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов, и кинокритик и культуролог из Чехии Вера Лангерова, а также консул Ирана. Отдельной строкой прозвучал кинематограф Татарстана – это  были специальные призы от учредителей и спонсоров фестиваля.

Татарстан.

Жюри было беспристрастным, эксперты очень ответственно отнеслись к оценке работ и отметили положительную динамику развития татарстанского кино. Однако конкуренция, особенно в некоторых номинациях была столь высока, что пробиться к наивысшим наградам и призовым местам нашим землякам оказалось трудно, несмотря на высокий уровень представленных картин. На восьмом кинофестивале явно лидировали иранские кинорежиссеры, сценаристы и актеры.

В конкурсную программу VIII КМФМК вошли 3 фильма казанских авторов: художественный фильм «Собака» Фарида Давлетшина, короткометражный художественный фильм «Потеря» Ильдара Ягафарова и короткометражный документальный фильм «Аптека на Проломной» Сергея Яковлева. Все они были отмечены специальными призами партнеров фестиваля и упоминаниями жюри.

Кинопоказы

Фестиваль мусульманского кино в Казани славится показом лучших картин современной киноиндустрии, тех фильмов, которые в отличие от коммерчески нацеленных «собратьев» обращаются к серьезным темам и не боятся честно задавать важнейшие вопросы, выносить свои работы непосредственно на суд зрителя.

И VIII по счету фестиваль в этом плане – не исключение. Показ конкурсной программы фильмов VIII КМФМК был организован на пяти площадках: конкурсная программа —  в кинотеатре «Родина» и параллельные показы – в кинотеатрах «Мир», «Киномакс», «Киномечта» и «Корстон».

Фильмы, показываемые в рамках VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, сопровождались небывалым ажиотажем. Аншлаги достигали истинного масштаба кинофестивальных просмотров, когда создатели фильмов вынуждены уступать места зрителям. И такая атмосфера — абсолютная награда для режиссеров и представителей съемочных групп. На показе Иранского игрового фильма «Крупица Сахара», фаворита из Индии «Абу. Сын Адама», французской ленты «Верхний этаж, левое крыло», художественного полнометражного «Собака» и  документального фильма Сергея Яковлева (Татарстан) мест в зале не хватало, люди сидели на ступеньках и расположились вдоль стены. Таким образом взыскательный зрительский суд был практически единодушен с мнением кинематографической комиссии.

Закрытие. Фестиваль закончен — да здравствует, новый фестиваль!

Событие традиционно прошло в  КРК «Пирамида», где со сцены были объявлены результаты пятидневного кинематографического нон-стопа.

Лучшим игровым полнометражным фильмом VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино стала иранская лента «Крупица сахара», полнометражным документальным фильмом – работа из Кении «Музыкальный клуб Занзибар».

Вручая приз, американский режиссер Дэн Линдси, автор «оскароносного» фильма «Непобежденные», поблагодарил Президента Республики Татарстан и всех организаторов фестиваля: «Этот фестиваль показал, насколько уникален язык кино», — отметил он.

Лучшим анимационным фильмом в этом году признана лента «Жила-была мама» российского режиссера Анны Артемьевой.

В номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» победили сразу 2 ленты: российский фильм «Дом Циа» и иранское кино «Звук дождя».

Валерий Золотухин вручил приз за лучшую женскую роль в полнометражном игровом фильме женскому коллективу фильма «Крупицы сахара» за отличное воплощение образа иранской женщины.

Подобный же приз за мужскую роль вручила актеру, сыгравшему в турецкой картине «Скрытая жизнь», Алла Будницкая. Актриса особенно отметила, что стала не случайной гостьей фестиваля: Татарстан является ее исторической родиной. В ответ А. Будницкая получила признание земляков в виде небольшого подарка – изделия народного промысла.

Еще один гость удостоился специального приза фестиваля «За особый вклад в киноискусство» — его вручили легенде не только советского, но и американского, и российского кино – Андрею Кончаловскому. По его словам, мусульманский мир обладает уникальной, своеобразной мощью. «Этот фестиваль должен направлять этот потенциал в мирное, благоприятное русло. Это под силу Татарстану», — считает режиссер. Награду за лучшую режиссуру полнометражного игрового кино из рук Мастера получил автор французской ленты «Верхний этаж, левое крыло»  — Анджело Чианчи.

Специального приза Президента РТ Рустама Минниханова «За гуманизм в искусстве» удостоился режиссер Мохаммад Али Хазхемзехи за короткометражные документальные фильмы «Сечкан» и «Весельчак». Вручением этого приза от заместителя Председателя Госсовета РТ Риммы Ратниковой было завершено победной чествование достойнейших работ и их создателей фестивального сезона 2012 года. Казанский международный фестиваль мусульманского кино готов радовать своих поклонников и зрителей искренним, интересным и проникновенным кино и дальше. Конкурс этого года состоялся, итоги подведены, к новому старту и новым открытиям готовы!

Ставший уже доброй традицией осеннего сезона культурной жизни столицы Татарстана, кинофестиваль и в этом году проходит под девизом «Через диалог культур – к культуре диалога» и является местом встречи зрителя с лучшими фильмами современной киноиндустрии, каждый из которых по-своему затрагивает вопросы нравственности, толерантности и гуманизма, столь актуальные в современном обществе.

Николай Майоров, киновед, продюсер, режиссер, гость VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино заявил о том, что Казанский кинофестиваль «вышел за рамки только лишь мусульманского кино, здесь широко представлены все конфессии. У фестиваля более глубокая вселенская идеология. И это здорово, что девиз фестиваля реально воплощается в жизнь. Происходит реальный диалог наций и религий.» К слову сказать, Николай Майоров стал активным участником программы мероприятий, которая сопровождает показы. Это – творческие встречи, семинары, круглые столы, мастер-классы.

Мероприятия.

Синематека

Казанский фестиваль мусульманского кино – это место встречи почетных гостей,  звезд киноиндустрии и именитых критиков.

В день открытия состоялась премьера фильма «Возвращение в А», презентовал работу столичной аудитории сам режиссер картины Егор Кончаловский. Он приехал на фестиваль вслед за отцом, поддержав тем самым его инициативу представить Казани свое творчество именно в рамках фестивального сезона.

Также в течение пяти дней в кинотеатре «Мир» шла  ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского. Завершился «киномарафон» встречей зрителей с Кончаловским-старшим, что совпало с закрытием общей программы фестиваля.

Первый русский режиссер, снявший свои фильмы в Голливуде, мастер советского экрана, российского кино организовал юбилейный тур показов,  Казань вошла в почетный список городов. В своем творчестве А.С.Кончаловский не раз доказывал, что кино – это искусство, которое не требует жертв, оно требует внимания публики и самоотдачи от создателей. Созидает он, зритель внимает. Этот симбиоз продуктивен: чем больше отдаешь – тем больше получаешь!

В очередной раз режиссер убедил, что готов к вызову современности, с ее коммерческим эго и многоликой аудиторией, «накормленной» западным продуктом и экспериментами отечественной киноиндустрии.

На фестивале была представлена коллекция современного американского кино под лейблом «Show Us!», а вместе с ними «оскароносный» режиссер из США Дэн Линдси провел встречу со зрителем для ценителей международной документалистики.

Главной идеей Казанского международного фестиваля мусульманского кино является пропаганда идеалов нравственности. Безусловно, для участников и фильмов-конкурсантов необходимо соответствовать семантической части наименования «фестиваль мусульманского кино». Это истории о мусульманах, от мусульман и про то, какое место занимает позиция толерантности в диалоге культур.

Но под девизом «через диалог культур – к культуре диалога» рамки фестиваля расширяются. Вне конкурса могут демонстрироваться фильмы, говорящие о поиске истинных ценностей, показывающие сближение людей разной национальности и культур. Чем больше мы знаем друг о друге, тем больше поводов для новых встреч и межкультурного общения. Именно поэтому американские документальные фильмы под лейблом «Show Us!» стали интересным акцентом в мировом культурном диалоге на фестивале 2012 года.

 

Мастерская кино

Также в рамках программы фестивальных мероприятий были проведены встречи со студентами профильных ВУЗов. С будущими кинематографистами встретился Николай Майоров, прочитавший великолепный мастер-класс по восстановлению и цветокоррекции видеоряда.

Днем ранее режиссер Наталья Углицких провела мастер-класс у студентов КГУКИ, а после осталась на закрытие младшего брата Фестиваля мусульманского кино — IV Казанского международного фестиваля любительского и молодежного кино. «Я встречала много студентов, сама была еще совсем недавно одной из них,  и заметила, что тут студенты совсем другие — в них нет хаотичности,  у них своя особая правильная и точная траектория движения в пространстве», — рассказал после гостья.

Марина Зудина отдельно упомянула о душевной встрече-беседе со студентами Казанского театрального училища и заметила особую культуру зрительского восприятия казанской аудитории вообще и студенческой в частности.

 

Кинодиспуты или как рождалась истина

Среди мероприятий дискуссионного плана, обзора и аналитики в СМИ стала вереница пресс-конференций и встреча на круглом столе.

Первая пресс-конференция, посвященная началу VIII казанского международного фестиваля мусульманского кино объединила на одной площадке представителей кинематографического сообщества, религиозных и общественных деятелей. Открывая пресс-конференцию заместитель министра культуры Республики Татарстан Гузель Нигматуллина отметила, что качество работ, представленных на фестивале в этом году, значительно выросло, так же как их количество и географический показатель.

Председатель отборочной комиссии Одельша Агишев, рассказывая о процедуре отбора фильмов, отметил, острую драматическую картину «Потеря», которую назвал удачным примером татарстанского кино.

Также он сделал акцент на активном участии Ирана, который в череде драматический историй предложил довольно редкий для нашего фестиваля комедийный жанр (к/ф «Мужчинам вход воспрещен»).

Поддержал председателя отборочной комиссии, руководитель программы «Мусульмане» на ТК «Россия» Василий Антипов, представивший программу документальных фильмов. По его словам на суд отборочной комиссии поступило много фильмов на тему Арабской весны, репортажных фильмов, традиционно представлен и миграционный вопрос.  «В этом году не один фильм не будет повторять тему предыдущего. Поэтому, могу сказать так: если что-то не увидите, то значит пропустите» — заинтриговал будущей программой фестиваля В.Антипов.

Председатель жюри Давлат Худоназаров отметил высокий уровень работ, попавших в конкурсную программу. «Важно, чтобы высокое художественное качество стало главным критерием работы жюри» — поделился принципами предстоящей работы Д.Худоназаров.

Завершал пресс-конференцию знаменитый режиссер Егор Кончаловский, который привез в столицу Татарстана два фильма. По словам режиссера, впервые он попал в наш город полтора года назад. Тогда же возникли мысли о потенциальном сюжете. Какие именно режиссер не стал раскрывать, уточнил лишь, что очень понравилось непривычное ощущение уютности большого города.

В  Российском Исламском Университете в рамках VIII международного фестиваля мусульманского кино состоялся круглый стол на тему “Роль кинематографии в диалоге культур и религий”, участниками которого стали режиссеры, кинокритики, сценаристы и киноведы, прибывшие в Казань со всех концов света. Модераторами мероприятия выступили ректор РИУ, д.п.н., профессор Рафик Мухаметшин, вице-президент АН РТ, д.т.н., профессор, действительный член АН РТ Джавдет Сулейманов, председатель отборочной комиссии VIII КМФМК, профессор ВГИКа Одельша Агишев. Участники круглого стола попытались найти ответ не только на заявленную тему, но и порассуждали о перпективах мусульманского фестиваля и российского кинемотографа.

Практически с самого начала дискуссии явно обозначилась тематика документального исторического кино, которое и могло бы оказаться тем самым мостиком, который разные культуры и религии. И хотя съемки исторических картин достаточно трудоемкий процесс. Однако, возможно, именно этот жанр позволит поменять имидж мусульманской религии, мнение о которой в последние годы складывается через призму террористических актов и других негативных явлений.

В один из фестивальных дней зрителям предложили пройти сеанс кинотерапии, благодаря которой зрители прямо во время просмотра фильма могут начать свое движение к мудрости и духовности. «Кинотерапия – это способ самопознания, специальной метод, который позволяет через просмотр фильма увидеть свои внутренние ограничения и проанализировать свое отношение к происходящему на экране», — говорит Виктор Одинцов — известный деятель психологии и искусства. В рамках конкурсной программы VIII КМФМК кинотерапия сопровождала показ картины «Абу, сын Адама» в КРК «Родина». Эту картину зрители и эксперты восприняли как прекрасную иллюстрацию высоты человеческого духа, подробно и пронзительно рассказывающую о преодолении собственных желаний во имя нравственного возвышения.

Также в первые дни фестиваля состоялись международные премьеры: на суд зрителя официально представлены афганский фильм «Яблоко из рая», лента из Казахстана «Три шага вверх» и картина под названием «Принцесса Назик».

Калейдоскоп истории

10 сентября почетные гости VIII КМФМК отправились на экскурсию в древний город Булгар, чтобы прогуляться по историческим местам и как можно больше узнать об это достопримечательности Татарстана. Сами гости, (а их было  60 человек) назвали «долгожданным событием».

Булгар – одна из столиц Волжско-Камской Булгарии, позднее – один из крупнейших городов Золотой Орды. Город был основан волжскими булгарами в Х веке. В Болгаре в 922 году впервые на территории Руси добровольно был принят ислам как государственная религия, что произошло на несколько десятилетий раньше крещения Киевской Руси. После очередного разрушения в 1431 году город был покинут жителями и более не восстанавливался.

Сейчас Булгар – это небольшое городище с каменными палатами, большим и малым минаретами, музеем, расположенном в рядом стоящей церкви, и очаровательной природой. В честь годовщины официального принятия ислама Волжской Булгарией в мае этого года здесь установлен памятный знак. По своей архитектуре он напоминает мечеть, а внутри расположен самый большой в мире печатный Коран. Его вес — около800 килограммов, а размер — 1,5 на2 метра. Этот Коран внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире печатного издания священного писания мусульман.

В настоящее время в Булгаре проводятся археологические раскопки. Совсем недавно в рамках рабочей поездки их посетил Президент РФ Владимир Путин.

И кое-что еще…..

Зритель

В ответ на предложение Дирекции VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино поучаствовать в конкурсе рецензий поступили работы от любителей и ценителей интересного кино. Фаворитами критического анализа стали работы российских кинематографистов. Но пробу пера испытала на себе и лента татарстанского кинопроизводства — «Бибинур». Автору этой рецензии — Нурие Гибадуллиной — вручено приглашение на торжественную церемонию закрытия. Еще одна работа по кинофильму Веры Глаголевой «Одна война» отмечена в числе призеров. Ее автором стал Рамиль Сабыров, он также сможет присутствовать на чествовании победителей фестиваля и посмотреть финальное представление с участием звездных гостей сезона — 2012 года. Можно сказать, что в летописи фестиваля появилась еще одна страница, которая станет поводом для новых кинооткрытий и обязательно найдет свое продолжение в истории КМФМК.

Фестиваль мусульманского кино в Казани призван охватывать широкий круг тем, волнующий представителей разных народов и культур. Вот и в том году на фестиваль приехали фильмы, посредством которых режиссеры со всего мира стараются найти ответы на волнующие их вопросы и рассказать ценные, порой невероятные истории.

Музей

VIII Казанский международный мусульманский кинофестиваль обращается к визуальному искусству – начиная с сентября, всех знаменитых гостей фестиваля можно будет буквально «подержать за руку».  В Казани будет создан киномузей «Звездная РУКопись». Суть проекта: на протяжении всего фестиваля будут изготовляться слепки рук известных кинодеятелей РТ, России, Европы, Америки, Азии, Ближнего Востока и других континентов, которые посетят в этом году мероприятие. Вместе с автографами слепки будут располагаться в пресс-центре (ТРК Родина), а после экспозиция  «поселится» в стенах кинотеатра «МИР». Дирекция фестиваля планирует: что, как только соберется достаточное количество экспонатов, идея сможет перерасти уже в полноценный музей.

Фестиваль сохраняет и приумножает свою богатую, звездную историю.

Анимация

Программа казанского международного фестиваля мусульманского кино стартовала показом анимационного кино. В программу вошли короткометражные фильмы из России, Казахстана, Бахрейна, Турции и Ирана.

Авторы отдельно остановились на развитии индустрии анимационных фильмов. Так, по мнению обоих режиссеров аниматоры раньше зависели от помощи государства, сегодня же современные технологии производства подобных фильмов дают большой простор для самостоятельного творчества.

 

Любители киноэксперимента

Традиционно в рамках большого кинофестиваля проходит версия любительского кино, кино с молодежным фокусом воззрения, эксперимент в искусстве. В этом году четвертый раз слетелись гости из всех уголков России и Татарстана, Украины, Франции, Турции и Латвии, участники, члены жюри и ведущие мастер-классов.               Итог: яркие презентации, актуальные  дискуссии о будущем любительского и молодежного кино, круглые столы, творческие встречи с гостями Большого фестиваля, и, конечно же, четыре победителя в основных номинациях и обладатель счастливый гран-при. Кстати, ученик Ильдара Ягафарова, фаворита татарстанского кинематографа и многократный участник кинофестивалей (в том числе и казанского).

Итог

Вопросов к фестивалю, как к одному из самых громких культурных событий не только в Татарстане, но и России, было много. Одних интересовало, каково положение кинематографа в Татарстане, другим важнее было знать, кто почтит фестиваль своим участием. Все получили ответы из первоисточников.
По мнению участников из Татарстана: Казань хорошо представлена в этом году, у режиссеров есть свои сложности, они готовы решать проблемы, и нуждаются в поддержке. Фестиваль дает возможность профессионального общения, обмена опытом.  На вопрос, что же такое мусульманское кино, прозвучал ответ от Батрова Р.Г., который подчеркнул светскую направленность кинофестиваля и попросил не путать мусульманское и исламское кино.
Фестиваль учитывает опыт прошлых лет, тщательно подходит к отбору программного наполнения, формированию экспертной группы и с удовольствием идет навстречу активности потенциальных гостей.